При информационной поддержке Ассоциации, команда агентства Go Mobile выпустила ежегодное исследование мобильного банкинга.
С 2017 Go Mobile проводит ежегодное исследование рынка мобильного банкинга Go Banking. В нём мы анализируем банковские приложения и их продвижение, а также составляем рейтинг лучших банков России.
В исследовании 2023 года мы сделали акцент на то, как банки адаптируются к санкциям и удалению из основных магазинов приложений — App Store и Play Market.

Об исследовании
После 2022 года некоторые банковские приложения удалили из основных сторов, из-за чего часть данных для этих приложений невозможно получить из открытых источников. Чтобы исследование оставалось объективным, в 2023 году мы разделили наш отчет на две части:
Рейтинг банковских приложений, которые удалили из App Store и Google Play — Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Банк «Открытие», Тинькофф, Совкомбанк, МКБ, Росбанк, Банк «Санкт-Петербург», МТС Банк, Банк Зенит.
Рейтинг банковских приложений, которые остались в App Store и Google Play (к августу 2023) — ЮниКредит Банк, Райффайзенбанк, Хоум Банк, Ак Барс Банк, Абсолют Банк, Банк Авангард, Ренессанс Кредит, ОТП Банк, Кредит Европа Банк, Экспобанк, Почта Банк.
Всего в этом году мы проанализировали приложения 22 банков
«В 2017 году, когда мы сделали первое исследование, всерьез развитием мобильных приложений занимались лишь несколько топовых игроков. Уже тогда мы понимали: качество мобильных активов будет критическим аргументом при выборе банка пользователями. Так и получилось. С тех пор мы ежегодно выпускаем публичный отчет с трендами рынка и рейтингом банков. Последние два года банки вышли из топа спендеров в мобайле. Однако мы решили не прекращать традицию. В 2023 году переработали методологию и рассказали, как банки адаптируются к изменениям на рынке» — Екатерина Гладкова, COO Go Ahead
Ситуация на рынке
По данным Банка России, в 2022 году прибыль банковского сектора упала в 12 раз. Однако, несмотря на сложившуюся ситуацию, в 2023 рынок вернулся к стабильному росту.
35 из 50 крупнейших банков находятся под санкциями, но это не помешало им заработать 2,4 трлн ₽ с января по сентябрь 2023. Ожидаемая прибыль банков к концу года — рекордные 3 трлн ₽. Драйверы роста: ипотека, корпоративное кредитование и размещение выпусков ОФЗ.
Более 10 млн установок в 2023 году получили банки, приложения которых не были удалены из App Store и Google Play. Это на 425 тысяч меньше, чем в 2022 году. Банки, которые попали под санкции, размещались в альтернативных магазинах — Huawei AppGallery, GetApps и других. RuStore — самый востребованный среди российских альтсторов. В нем можно скачать 15 из 22 банков.
Ключевые тренды
Ускоренный переход на отечественные IT-решения. ВТБ, Газпромбанк и ещё два банка уже перешли на отечественный TLS-сертификат шифрования. А к 2025 году банки планируют полностью перейти на отечественные системы управления базами данных.
Продолжение дедолларизации. С начала 2023 года ЦБ начал проводить операции в китайских юанях. Российские компании перестраивают внешнеторговые операции и накопление внешних активов в пользу преимущественного использования валют дружественных стран.
Внедрение цифрового рубля. С 1 августа 2023 цифровой рубль стал официальной третьей формой национальной валюты наряду с наличными и безналичными.
Рост конкуренции между банками на финансовых маркетплейсах. Здесь пользователи могут видеть предложения разных банков и сравнивать их условия. Это заставляет банки формировать все более конкурентоспособные предложения для клиентов.
Развитие банками собственных платёжных сервисов. Привычные методы оплаты телефоном после ухода Visa и Mastercard больше не работают. На смену им пришли SberPay, Tinkoff Pay, Alfa Pay, — альтернативные платежные сервисы, которые пока действуют на базе Android.Расширение спектра небанковских услуг и развитие экосистемности. Российские банки активно выстраивают экосистемы и развивают в рамках приложения повседневные онлайн-сервисы.
Основной тренд года — быстрые и простые платежи. Появляются различные pay-cервисы, новые методы оплаты, например, QR-коды или платежные стикеры, а также трансграничные платежи, которые стали заменой SWIFT. Хотелось бы отметить продолжающийся тренд на цифровизацию процессов: клиенты могут открывать новые продукты, получать документы и подписывать их в любой точке мира прямо в приложениях банков. Еще одним ярким трендом финтех рынка являются супераппы: клиент может решить все свои вопросы в рамках одного приложения, бренд тем самым привязывает аудиторию к своим цифровым продуктам. Цыбулин Денис, руководитель проектов Совкомбанка. О трендах мобильного банкинга в 2023 году.
Банковские приложения — топ-2 интерес при использовании смартфона
В 2023 году банковские услуги стоят на втором месте по интересу пользователей смартфонов. На первом месте — мессенджеры. А по данным Mediascope, охват финансовой категории в 2022 составил 72% населения России старше 12 лет.
Мы проанализировали аудиторию юзеров мобильного банкинга и их интересы. Вот, какие выводы получили:
53% пользователей приложений банков — женщины. Самая многочисленная категория пользователей мобильного банкинга — люди 46–59 лет. На нее приходится 29% всех пользователей
На выбор банка больше всего влияет хорошая репутация (60%), проверенный сервис (50%) и высокое качество обслуживания (47%)
Самые популярные услуги — мобильный банк (20%), дебетовая карта (18%) и онлайн-банкинг (15%)
Переводы другим пользователям — самая востребованная функция мобильных приложений (70%). Далее идут переводы между счетами (62%), оплата счетов и ЖКХ (46%), проверка баланса (45%) и оплата по QR-коду (30%).

Перевод другому пользователю — самая востребованная функция мобильного банкинга
Большинство банков смогли адаптироваться к изменениям
Приложения крупнейших российских банков начали удалять из основных магазинов — App Store и Google Play — еще в 2022 году. В 2023 эта тенденция продолжилась. Сейчас 35 из 50 наиболее популярных банков находятся под глобальными санкциями.
Все банки, которые попали под ограничения, использовали web-приложения (PWA), IPA и APK-файлы в коммуникации с пользователями. Также большинство из них смогли найти альтернативные площадки для размещения своих приложений. Банки, которые остались в сторах, наоборот, вообще не использовали эти инструменты.
RuStore — самый популярный российский альтстор среди банков: в нем можно скачать 15 из 22 приложений, которые мы проанализировали. Самые востребованные зарубежные альтернативы — Huawei AppGallery, где есть 17 из 22 приложений, и GetApps (Xiaomi), где доступны 14 из 22 приложений банков.
Основной барьер, который сейчас существует на рынке, — это проблема с дистрибуцией и обновлением мобильных приложений. Наше решение — развитие собственной веб-версии ВТБ Онлайн до уровня мобильного приложения и переход на гибридную технологию в приложении на платформе Android. После удаления ВТБ Онлайн из Play Market и App Store мы, кроме развития своей веб-версии, стали искать новые способы дистрибуции. В частности, теперь ВТБ Онлайн доступен в российских магазинах приложений, например, RuStore. Юрий Герасименко, заместитель руководителя Департамента цифрового бизнеса, начальник Управления «ВТБ Онлайн».
Большинство действий в банковских приложениях можно сделать в 2 шага
Чтобы совершить основные действия — сделать перевод, оплатить счета и посмотреть историю транзакций — в большинстве банковских приложений нужно 2 шага.
Меньше всего времени занимает обращение в чат поддержки — в большинстве приложений это можно сделать в 1 шаг: прямо с главного экрана. Больше всего времени занимает блокировка карты — в среднем пользователь совершает 4 шага.
Наш ключевой принцип для улучшения пользовательского опыта в приложении: чем проще, тем лучше для клиента. Максимум простоты, открытости и честности, а значит ― меньше кортизола ― стресса и неопределенности во время поиска нужных функций. Также среди принципов выделю: проактивность ― заранее обрабатывать ожидания клиентов и быстро в один клик выдавать решение проблем, с которыми могут столкнуться пользователи, и «бесшовность», чтобы клиент мог решить свою задачу минимальными усилиями в одном интерфейсе. Максим Кирилычев, руководитель платформы мобильный банк. О UX мобильного приложения Тинькофф.
Только 18% банковских приложений используют основные каналы продвижения
По сравнению с 2022 годом основные каналы продвижения глобально не изменились. Яндекс — самый популярный, в нем продвигаются все 22 банка. На втором месте — in-app и MyTarget. Эти каналы продвижения использует 21 из 22 банков. Однако лишь 4 из 22 банков продвигаются сразу во всех основных каналах: Яндекс, VK, in-app, Petal Ads и Mi Ads.
7 из 11 банков, чьи приложения были удалены, размещают интеграции у блогеров во всех основных соцсетях: YouTube, Instagram, Дзен, VK и Telegram. Несмотря на то, что Instagram* заблокирован, 8 из 22 банков используют его как канал продвижения. А самая популярная площадка у банков для размещения интеграций — Дзен. Его используют 15 из 22 банков.
ASO остается основной точкой роста для банковских приложений
Оптимизация страницы приложения делает ее заметнее в сторе и увеличивает конверсию из просмотра в установку. Эксперты Go Mobile проанализировали визуальную и текстовую оптимизацию, фичеринг, а также рейтинг приложений в сторах.

Комплексная работа с иконкой, видео и скриншотами увеличивает количество установок приложения
Как и в прошлом году, ASO — основная зона роста для банковских приложений. Только 5 из 11 банков уделяют должное внимание визуальной оптимизации, и всего 1 использует видео для увеличения конверсии.
Также ни один из банков не использует фичеринг для улучшение видимости приложения в сторе — за 2023 год приложения банков, которые мы проанализировали, ни разу не попадали в авторские подборки магазинов. Для сравнения, в 2022 году в них были 6 из 20 банков.
Резюмируем
Несмотря на санкции, за 2023 год банки заработали рекордные 3 трлн. ₽.
Главный тренд 2023 — адаптация. Большинство банков использовали веб-приложения и APK-файлы в коммуникации с пользователями, а также искали дополнительные варианты размещения в альтсторах.
Банки не до конца освоили новые каналы продвижения после ухода Facebook и Google: менее 20% банков используют сразу все основные источники трафика.
ASO остается основным рычагом развития: большинство банков не пользуются этим инструментом в полной мере.
А если вы хотите увидеть больше выводов и узнать всех победителей — можете прочитать полное исследование на сайте.
Are you trying to find a quick and fun mobile game? slice master is ideal! You can cut through many items with simple swipe controls. It's really rewarding, easy to learn, and challenging to master.
With mobile banking becoming essential in 2024, choosing the right bank requires thorough research into features like security, app usability, and fees. If juggling this decision with academic deadlines, you might also explore options to order dissertation online for better time management.